Автор Копылов Николай
Об итогах участия в выставке Transport logistic 2023, европейских трендах логистики, а также о своем видении развития интермодальных перевозок в международном сообщении в интервью изданию Rail.insider рассказал директор по стратегии и развитию украинской компании "Левада Карго" Валерий Андрианов.
— Ваша компания и вы лично принимали участие в недавно прошедшей в Мюнхене выставке Transport logistic 2023. Какие основные тренды в европейской логистике вы бы отметили по итогам мероприятия?
— В этом году «Левада Карго» впервые принимала участие в выставке Transport logistic в Мюнхене. На стенде мы представили логистической индустрии услуги и решения по организации мультимодальных перевозок, а также возможности нашего партнерского проекта – контейнерный терминал «Мостиска». Сейчас мы видим, что один из основных трендов по всем видам транспорта и направлениям деятельности – экология. На железнодорожном транспорте практически все игроки рассматривают свою деятельность в контексте синергии с другими видами транспорта и нацелены на повышение эффективности, объединение сетей, интеграцию различных видов транспорта в цепочки перевозок (авто – железная дорога – река/море), то есть мультимодальность и универсальность. Наш контейнерный терминал также тримодальний: работает с железнодорожными вагонами, автотранспортом и контейнерами. Все это позволяет соединить разные средства транспортировки для того, чтобы продолжить перевалку и перевозку. Кроме того, рынок производителей подвижного состава перемещается в направлении универсализации.
Очень много новых и интересных вещей было представлено в сфере ИТ и программного обеспечения. Можно сказать, что усиление роли "невидимой" части логистики (в виде ИТ-решений) также является одним из общих трендов.
Что касается автомобильного транспорта, то практически все производители тягачей представили технику, работающую на водородном топливе, электричестве и даже биогазе.
— Что касается нестандартных размеров контейнеров, кроме традиционных 20 и 40-футовых, насколько, по вашему мнению, перспективно их применение в Украине? Что может этому мешать?
— Скорее, можно сказать, это не перспективно, а эффективно, ведь работа с разными типами контейнеров – это прежде всего повышение эффективности для перевозки определенных видов грузов. Различные типы нестандартных (хотя в большинстве стран мира их называют обычные, стандартные) контейнеров доказали свою эффективность и в Украине. К примеру, 23–26-футовые танк-контейнеры для наливных грузов; 30-футовые балк-контейнеры для сыпучих грузов. Такие контейнеры уже уверенно заняли ниши на украинском рынке, особенно в контексте перевозок между Украиной и ЕС. Могу уверенно сказать, что их роль будет усиливаться, несмотря на негативные факторы, которые мешают развитию и повышению эффективности.
Главным отрицательным фактором являются железнодорожные тарифы, установленные для таких видов контейнеров. К примеру, у нас тариф на 30-футовый контейнер равен тарифу на 40-футовый. Так не должно быть, особенно в контексте более эффективной эксплуатации украинского железнодорожного подвижного состава (60% парка платформ – 60-футовые).
— Из опыта вашего общения на стенде, что наиболее интересует европейские логистические компании в Украине?
– Мы были приятно удивлены количеством посетителей нашего стенда. Да, Украина очень большой рынок, который, особенно в последнее время, наращивает влияние в части обмена товарами с рынком ЕС. Особый интерес представлял возможности нашего пограничного контейнерного терминала в Мостисках и использование его мощностей для перевозки грузов между Украиной и государствами ЕС. Очень большой интерес был у грузовладельцев, традиционно использующих для перевозок автомобильный транспорт. Они увидели альтернативу логистике своих грузов. Ведь сейчас мы в «Левада Карго» предлагаем рынку регулярные контейнерные сервисы между терминалом в Мостиске (с доступом к украинским регионам) и основными терминалами таких стран, как Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия. В ближайшем будущем список стран будет значительно расширен. Мы также видели интерес к нам со стороны операторов европейской сети терминалов и железнодорожных компаний. Они активно обсуждали с нами возможности формирования сообщений с нашим терминалом и украинской сетью. Однако следует отметить, что не только компании из ЕС проявляли интерес. Активно интересовались нашим стендом и услугами китайские и индийские компании.
— Насколько большое внимание уделяется в Европе контрейлерным перевозкам? Какие перспективы по этому поводу в сочетании между Украиной и ЕС? Чего нам не хватает, чтобы продвигать такие комбинированные перевозки?
— В какой-то степени это можно назвать одним из трендов по логистике ЕС. Ведь, прежде всего, речь идет об экологии. Все больше компаний и терминалов включаются в работу с контрейлерными перевозками. Перспективы для таких соединений точно есть. Мы активно изучаем этот вопрос, а представители терминала в Мостиске ведут переговоры о партнерстве с ключевыми операторами и терминалами, специализирующимися на контрейлерных перевозках, для формирования такого сервиса.
— Рассматривался ли вопрос Среднего коридора? Насколько, по вашему мнению, перспективны массовые перевозки по нему между Украиной и Китаем, учитывая перманентную неопределенность с «зерновым коридором» и вообще традиционным сообщением через украинские порты Черного моря? Возможно ли наладить перевозку по сухопутному железнодорожному отрезку Среднего коридора – через территорию Турции с выходом на линию Карс – Тбилиси – Баку?
— Сейчас, даже в контексте качелей с «зерновым коридором», Средний коридор не рассматривается нашими экспортерами из-за его сложности и дороговизны.
Сегодня фрахт Гданьск – Шанхай стоит до 300 долларов США за 20-футовый контейнер. Ситуация, конечно же, может измениться сразу после окончания войны и победы Украины. Потому что Украина автоматически станет одной из ключевых транзитных стран по пути Китай – ЕС, и включение ее в такие коридора будет правильным и эффективным шагом.
На самом деле сейчас этот коридор (или его часть) может быть интересен, например, украинским металлургам, потерявшим рынок Средней Азии в результате войны. Альтернативой для них сейчас могут стать контейнерные перевозки, например Рени – Констанца/Стамбул – Поти – Баку.
- Какие ваши планы на текущий год?
- Год тяжелый. Однако мы сохранили свою долю на рынке, достроили и открыли с партнером терминал даже во время войны. У нас есть несколько направлений инвестиций. Мы будем фокусироваться на проектах, которые в перспективе могут увеличить долю контейнеризации грузов. Как мы уже говорили, у нас и компании «Лемтранс» как инвестора есть планы начать в Украине строительство следующих интермодальных терминалов. Мы верим в победу, верим в людей и в Украину.