Знакомый мотив

28.07.2020
Share

Зачем государство отправляет частные локомотивы как можно дальше от прибыли

Автор: генеральный директор «Локо-Инвест» – дочерней компании «Лемтранса»

Последний вариант документа о порядке допуска частных локомотивов к отдельным маршрутам на железнодорожных путях, представленный Министерством инфраструктуры, содержит пункт, который ставит под сомнение начало всего эксперимента. Так, частный оператор не может запускать маршрут на участке пути, на котором есть скоростное пассажирское движение, а это большая часть железнодорожного полотна. В рамках эксперимента Укрзалізниця изначально предлагает частному бизнесу участки, где отсутствует груз.


При таком распределении маршрутов частные операторы будут нести существенные финансовые потери. Локомотивы – это трудоемкая и затратная история, которая исчисляется даже не сотнями тысяч долларов за штуку, так как для обеспечения перевозки нужна не одна, а несколько единиц техники. Даже частично окупить такие затраты сложно, а на нерентабельных маршрутах – невозможно. Для полноценного запуска эксперимента с частной тягой бизнесу необходимы перевозки не только point to point, но и ввозная работа до ближайшей станции контактной сети. Нужно отработать несколько сценариев взаимодействия: это вывозной и короткий point to point сценарий до 300 км и более длинный – до 550 или 600 км.


Наш опыт подсказывает, что такой эксперимент должен длиться не меньше 12 месяцев, потому что перевозка грузов осенью и зимой предполагает различные требования к экипировке, видимости, коэффициенту сцепления, внутренней логистике, топливу и т. д. Нужно подготовить бригады, выстроить внутреннюю логистику, настроить все процессы. Мы к этому эксперименту готовимся уже год: выкатываем «железо» и работаем с бригадами, чтобы они в совершенстве могли управлять локомотивом.


Запуск эксперимента – это первый шаг к либерализации рынка. Главное – понять, как это работает, на практике высчитать «секретную» локомотивную составляющую; отладить модель взаимодействия с инфраструктурой – как должна переходить ответственность за груз; выяснить,  что происходит с нитками графиков на самом деле; в конце концов – сколько все это будет стоить. Важно также понимать, что эксперимент с частной тягой поможет снизить инвестиционную нагрузку на УЗ и избавиться от проблемы с закупкой тепловозов – частные локомотивы могут покрыть потребность на проблемных для грузоотправителей участках не через несколько лет, а уже сейчас.
Весь процесс должен стать начальным этапом большого проекта под названием либерализация рынка. Эксперимент становится принципиально важным, так как помогает собрать статистику. Нужно использовать максимально возможные сценарии в рамках этого эксперимента, чтобы в дальнейшем при открытии рынка для частных операторов государство опиралось не на теорию, а на реальные факты.

 

Подписка на новости

Будьте в курсе событий