Источник: КоммерсантЪ
Недостаток транспортной инфраструктуры сдерживает рост экономики страны, но для ее развития у государства нет средств. В компании «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ) Рината Ахметова решили самостоятельно улучшить транспортную инфраструктуру для компаний группы. СКМ создала новый транспортный бизнес, основной задачей которого является строительство новых портовых мощностей и развитие железнодорожного транспорта. О планах СКМ в новом направлении, о создании портового холдинга и его первом крупном проекте специальному корреспонденту Ъ ОЛЕГУ ГАВРИШУ рассказал директор по развитию новых направлений бизнеса СКМ НИКОЛАЙ НЕСТЕРЕНКО.
— Почему в СКМ решили расширить свое присутствие в транспортном бизнесе?
— Для нас это решение — практически закономерное. С одной стороны, в нашем портфеле давно были транспортные активы, с другой — мы хорошо знаем этот рынок, являясь крупным потребителем транспортных услуг. В перспективе мы намерены построить бизнес, основанный на предоставлении полного спектра транспортных услуг: от подачи вагонов до погрузки на судно. Мы понимаем, что украинская экономика очень зависит от железнодорожных перевозок. При этом в развитие железной дороги, равно как и подвижного состава, давно не инвестируют. В результате транспортная инфраструктура стала узким местом для развития всей экономики страны. И, соответственно, здесь мы видим потенциал для прибыльного роста.
— То есть цель — решить транспортные проблемы ваших производственных активов?
— Да. Это одна из задач: решить транспортные проблемы наших промышленных холдингов — «Метинвеста» и ДТЭКа. Но есть и вторая задача, возможно, более амбициозная – строительство нового бизнеса. Мы уже сделали первый шаг для ее решения — создали портовый холдинг.
— Что представляет из себя компания?
— «Портинвест» — это холдинг, который на 100% принадлежит СКМ. В нем консолидированы все наши портовые активы с одноименной управляющей компанией с головным офисом в Киеве и филиалом в Одессе. Основная задача компании — сконцентрировать все наши возможности в портовом бизнесе для управления активами, которые у нас есть, и реализации новых инвестиционных проектов. В перспективе мы рассматриваем это направление как самостоятельный прибыльный бизнес. Сейчас мы занимаемся разработкой стратегии развития транспортного бизнеса: сформировали рабочую группу в СКМ, привлекли консультантов, имеющих большой опыт работы в транспортном бизнесе. Думаю, к осени мы будем иметь четкую стратегию.
— «Портинвест» уже получил разрешение Антимонопольного комитета на покупку земли, прилегающей к порту Южный, под строительство перевалочного терминала. Что это за проект?
— Холдинг «Портинвест» заключил меморандум с портом Южный о сотрудничестве в акватории Малого Аджалыкского лимана. Пока мы изучаем плюсы и минусы разных форм сотрудничества, но в любом случае мы готовы инвестировать в строительство новой инфраструктуры не менее $200 млн. Первая очередь терминала будет построена за два-три года. Но для того чтобы проект состоялся, порту необходимо увеличить причальную линию и провести дноуглубительные работы.
— То, что вы решили развивать терминал в Южном, означает, что вы отказались от проекта в Севастополе?
— Мы будем продолжать развивать компанию «Авлита», но решили не заводить туда новые виды грузов. «Авлита» будет заниматься экспортом зерна и металлопродукции, а импорт угля и экспорт руды будут сосредоточены в Южном, где больше территория и глубина акватории, а также лучше железнодорожные возможности.
— Планируете ли вы строить терминал в Мариупольском порту?
— Никаких конкретных планов у нас пока нет. Хотя нам действительно интересен Мариупольский порт. Мы его хорошо знаем: до трех четвертей проходящих через него грузов — это грузы группы СКМ.
— Вы собираетесь развивать перевалку только навалочных грузов или контейнеров тоже?
— Мы будем специализироваться на перевозке тех грузов, которые нам знакомы. Основное — это, конечно, горно-металлургический комплекс: уголь, металл и руда. Мы, например, пока не разбираемся в контейнерных перевозках, и потому это направление мы в свою стратегию развития на первом этапе не включаем.
— Намерены ли вы расширять свой железнодорожный бизнес?
— Мы владеем 20-процентной долей в компании «Лемтранс», которой принадлежит 10 тыс. полувагонов, а также Керченским стрелочным заводом. У нас есть планы по увеличению нашей доли в «Лемтрансе», мы ведем переговоры о выкупе доли у существующих акционеров и готовы инвестировать в компанию. Прежде всего в расширение парка подвижного состава — в строительство и покупку новых вагонов. «Лемтранс» намерен в ближайшее время вложить в свое развитие не менее $100 млн.
— Будет ли «Лемтранс» входить в состав «Портинвеста»?
— Пока такого решения нет, потому что мы не единственные акционеры «Лемтранса». Но мы заинтересованы в максимально тесном сотрудничестве этих двух компаний — мы хотим объединить усилия портового и железнодорожного бизнеса, чтобы предлагать единую услугу грузоотправителю.
— Последнее время имидж Украины как транзитного государства ухудшился. Грузы уходят в порты России, Румынии, Болгарии. Как можно решить эту проблему?
— Украине не хватает глубоководных причалов и современных технологических комплексов для перевалки импортных и экспортных грузов. Глубоководные причалы позволят заходить в порт судам класса Capesize, что снизит для грузоотправителя и грузополучателя издержки по фрахту и позволит украинским портам и «Укрзализныце» стать эффективным звеном мировой транспортной системы. Все проблемы этой отрасли — от монополизма. Государство в предыдущие годы не было эффективным собственником в первую очередь из-за отсутствия конкуренции и долгосрочной стратегии развития отрасли. В результате неразвитость транспортной инфраструктуры начала сдерживать развитие украинской экономики. Путем инвестиций в инфраструктуру и сервис, мы хотим построить компанию, которая возродит доверие к Украине, а также позволит строить долгосрочные отношения с грузоотправителями — как группе СКМ, так и стране в целом.