Источник: Деловая столица
Группа СКМ, долгое время не проявлявшая повышенного интереса к рынку железнодорожных грузовых перевозок, решила сменить тактику. Компания Рината Ахметова заявила о намерении нарастить свою долю в крупнейшей в Украине транспортно-экспедиторской компании "Лемтранс" с миноритарной до контрольной. О планах освоения этой сферы и ее перспективах рассказал Директор по развитию новых направлений бизнеса СКМ Николай Нестеренко.
- Приобретение доли в компании Лемтранс – самая масштабная инвестиция СКМ в железнодорожной отрасли. Почему решение принято именно сейчас? Это как то связано с реформированием рынка грузовых перевозок, инициированных «Укрзалізницею»?
- Решение о покупке Лемтранса мы принимали на основании трех основных факторов.
Во-первых, наша Группа является одним из крупнейших грузоотправителей в Украине и крайне заинтересована в организации стабильной и бесперебойной перевозки своих грузов. К сожалению, у нас в стране существует проблема дефицита вагонов, которая обострилась в последние несколько лет. Это создает серьезные трудности всем грузоотправителям. И нам в том числе. Именно эти трудности мы хотим решить, увеличивая свою долю в вагонной компании.
Во-вторых, мы убеждены, что перевозка грузов железной дорогой – это хороший бизнес сам по себе. Промышленному потенциалу Украины еще предстоит себя реализовать, и объемы грузов для перевозок будут только расти. Кроме того, значительные перспективы имеет сегмент транзитных перевозок. Рост грузопотоков из соседних стран через украинские порты в Европу и Юго-Восточную Азию гарантирует полную загрузку подвижного состава. А стартующая реформа, по нашему мнению, способна еще больше увеличить потенциал этого бизнеса, формируя конкурентную среду и создавая стимулы для частных инвестиций в покупку новых вагонов. В этом смысле заявленная реформа стала одним из дополнительных аргументов «за».
И наконец, в–третьих, мы очень хорошо знаем кампанию Лемтранс, поскольку уже несколько лет являемся ее миноритарными акционерами. Естественно, что приняв решение об инвестировании в сектор грузоперевозок, в первую очередь мы рассматривали покупку контрольного пакета именно этой компании.
- Каким процентом акций вы владеете? Насколько глубоко вовлечены в принятие управленческих решений? Ходят слухи, что в принципе все решения по «Лемтрансу» принимаются в СКМ?
- С 2003 года мы являлись исключительно портфельными инвесторами с миноритарным пакетом и никак не были представлены в органах управления (кроме собрания участников).
В середине 2009 года, владея 19,95%-ной долей, мы инициировали создание реально работающего набсовета и участвуем в его работе. С тех пор размер нашей доли в компании не изменялся. Более двух лет изучали компанию и решили инвестировать в ее активное развитие. Именно эти значительные инвестиции и объясняют наши намерения увеличить наш пакет до контрольного.
- Планирует ли «СКМ» инвестировать в развитие «Лемтранса»? Сколько вагонов компания намерена купить в этом году?
Конечно. Иначе не было бы никакого смысла приобретать этот бизнес. Только в 2012 году мы собираемся приобрести 5 тысяч новых полувагонов, это более $350 млн. Помимо этого, мы намерены постоянно инвестировать в обновление и ремонт существующего парка. Подвижной состав, которым оперирует Лемтранс, сильно изношен, средний возраст вагонов составляет 22 года, и без систематического проведения заводского и деповского ремонтов парк может скоро стать грудой металлолома. Таким образом, СКМ планирует серьезные капиталовложения в «Лемтранс», поэтому мы заинтересованы в максимальном увеличении своего пакета акций.
- Вы можете конкретизировать, что значит “максимальное увеличение»? До какого размера вы собираетесь нарастить свою долю в компании?
- Как минимум до контрольного, но программа «максимум» - это 100%-ный пакет.
- Но «Лемтранс» является участником Корпорации МПС. С покупкой контрольного пакета СКМ будет приобретать и другие активы МПС?
- Действительно, «Лемтранс» связан отношениями контроля с рядом компаний, входящих в МПС, которые работают в том числе и в других сегментах бизнеса: производство стрелочных переводов, эмалированной посуды и пр. Решение по этим компаниям мы будем принимать только после проведения системного анализа их деятельности. Но мы точно хотим, чтобы команда, которая будет управлять «Лемтрансом», сфокусировалась на одном сегменте: на грузовых перевозках собственным вагонным парком и сопутствующих сервисах, которые там должны быть. В любом случае будет проведена реструктуризация вагонного бизнеса «Лемтранса», с тем чтобы сделать его структуру максимально понятной и прозрачной, а сам бизнес максимально управляемым и конкурентоспособным.
- Что Вы рассчитываете получить на выходе? Есть ли долгосрочная стратегия развития компании «Лемтранс»? Планируете ли присоединить ее к какой-либо из компаний Группы СКМ как одно из направлений?
Пока стратегии еще нет. Мы будем ее формировать. В ее основу ляжет наращивание и обновление железнодорожного парка до 20 тысяч вагонов, чтобы удовлетворить потребности ключевых клиентов.
Сегодня «Лемтранс» оперирует 12 тысячами вагонов, значительная часть которых сильно изношена. Поэтому, получая контроль над компанией, мы хорошо отдаем себе отчет в том, что основная ценность «Лемтранса» – это команда, накопленная отраслевая экспертиза и наработанная база клиентов.
Что касается места компании в структуре Группы , то она точно не войдет в состав ни одного из существующих холдингов. Это отдельный, самостоятельный бизнес, который занимается грузовыми перевозками собственным железнодорожным парком. Мы намерены сохранить за собой статус крупнейшего украинского частного грузоперевозчика, предоставляя нашим целевым клиентам (прежде всего металлургам и угольщикам) качественный логистический сервис.
- И, наверное, по более высокой цене… -
Поверьте, мы точно не заинтересованы в повышении тарифов, так как среди крупнейших клиентов компании «Лемтранс» есть входящие в Группу СКМ промышленные предприятия: меткомбинаты, ГОКи, угольные шахты и глиняные карьеры. В совокупности общий объем затрат на железнодорожную перевозку собственных грузов составляет у нас более $1 млрд. И мы не горим желанием увеличивать их.
- Но вам придется конкурировать с монополистом в лице «Укрзалізниці», – как минимум с государственными вагонными компаниями «Укрспецвагон» и ДВРЗ. Они прямые конкуренты «Лемтранса»?
До тех пор, пока спрос на вагонный парк в Украине будет превышать его фактическое предложение, говорить о серьезной конкуренции не приходится. Тем не менее, мы осознаем, что стабильность подачи вагонов и качество предоставляемых услуг могут стать конкурентными преимуществами Лемтранса, которые мы будем развивать, чтобы соответствовать требованиям наших клиентов.
Помимо этого, при развитии компании мы собираемся максимально использовать синергию с другими направлениями нашего бизнеса – как с промышленными («Метинвест», ДТЭК), так и с транспортными (портовым, который представляет «Портинвест»). Благодаря этой синергии и серьезным инвестициям, в том числе и в привлечение команды высококвалифицированных специалистов, наши клиенты получат лучший транспортный сервис.
- Сегодня в СМИ активно обсуждается реформа железных дорог, реорганизация «Укрзалізниці», планы по ее возможной приватизации. Каким образом СКМ планирует участвовать в этом процессе? Через «Лемтранс» или напрямую через покупку активов?
Реформу отрасли мы, безусловно, поддерживаем. И, планируя серьезные инвестиции в этот бизнес, крайне заинтересованы в активном участии в любых мероприятиях, направленных на либерализацию и повышение инвестиционной привлекательности системы грузоперевозок. Пока у нас еще нет окончательного понимания, как будет проведена реформа, по какой модели, в какие сроки. Но в ее необходимости и безальтернативности мы убеждены. Как крупнейший национальный грузоотправитель и теперь уже как активный участник рынка грузоперевозок.
Что касается приватизации, то рассуждения на тему нашего участия в ней абсолютно бессмысленны, поскольку государство такого решения не принимало. Напротив, выступило с подробными разъяснениями о том, что закон о корпоратизации «Укрзалізниці» никоим образом этого не предусматривает. А обсуждать гипотетические возможности не в наших правилах.