От идеи и вагонов-платформ до контейнерного терминала – путь "Левада-Карго" за 10 лет

16.01.2023
Share

Этот год не оставил сомнений ни для кого, что единственное возможное направление для развития страны – западное. Поэтому сегодня транспортная сеть страны находится на пути перестройки и интеграции с европейской. Одной из основных задач для этого является повышение уровня контейнеризации грузов, поскольку именно этот тип перевозок считается более традиционным для ЕС и стран Азии.

На примере десятилетней истории компании Левада-Карго рассказываем, как развивался рынок контейнеров в Украине за эти годы, и как от небольшого оператора компания дошла до управления одним из крупнейших в Украине контейнерных терминалов.

Как все начиналось

"Левада-Карго" начала работать в контейнерном бизнесе еще в 2012 году. "Все это время мы наблюдали за европейским рынком. Видели, как в этом направлении развиваются Польша, Германия и другие страны, поэтому понимали, что трансформация логистических цепей в Украине тоже неизбежна", - вспоминает Владимир Деменко, руководитель компании.

В то время первые позиции в торговом балансе для Украины занимали страны постсоветского пространства. Исторически и вся транспортная сеть была заточена под работу с восточными соседями – мы работали с полувагонами, зерновозами, крытыми вагонами. Но уже через два года после оккупации россией части Донбасса и аннексии Крыма бизнес начнет стремительно терять привычные рынки сбыта и искать альтернативу. Ею станут страны Европейского Союза и Азии. Однако, привычный способ получения грузов для них – контейнер. Об этом говорят цифры: в Германии и Нидерландах уровень контейнеризации 55%, Китае – 70%.

Основная причина, по словам Владимира Деменко, в том, что контейнер – это унифицированная тара, в которой можно перевозить 99% видов грузов, начиная от газов и заканчивая углем, жидкостями и другими товарами. "Китай - крупный производитель различных видов грузов и это дает возможность унифицировать перевозки. То же самое и в Европе. Альтернативы поставлять в эти страны в привычных нам зерновозах или полувагонах - нет, поэтому необходимо адаптировать нашу инфраструктуру под эти запросы", - рассуждает руководитель Деменко.

Преодолеть кризис

2014-2015 годы стали для рынка кризисными – объемы контейнеров, как в портах, так и на железной дороге значительно сократились. В то время возникла идея строительства сети контейнерных терминалов по всей стране. В этом виделся потенциал и возможность объединения двух рынков для доставки грузов - украинского и европейского. Однако для строительства терминалов наполнение их платформами и контейнерами требуется много средств. "Нам нужен был стратегический инвестор", – говорит Владимир Деменко.

Следующие годы бизнес начнет постепенно оживать, что видно по цифрам. В 2018 году показатели вышли на новый исторический максимум за 10 лет. Тогда объем перегрузки контейнеров в портах составил 846,5 тыс. TEU, а "Укрзализныця" перевезла 334,9 тыс. TEU. Тогда в "Укрзализныце" отмечали, что рынок контейнерных перевозок в Украине имеет колоссальные возможности и первоочередную задачу для компании – создавать новые сервисы для клиентов и партнеров для реализации этих возможностей.

Но игрокам рынка тогда не просто развиваться. Традиционная проблема со скоростью движения поездов, тарификация и другие. Несмотря на это, Левада-Карго продолжала предлагать грузоотправителям новые опции. Одной из таких стала разработка 30-ти футового контейнера, который в первую очередь являлся ответом на нехватку зерновозов. Кроме того, все эти годы компания продолжала инвестировать в парк и платформы и сегодня имеет в оперировании примерно 700 платформ и более 1000 контейнеров для перевозки различных видов продукции.

Новая история

Возможность реализовать задуманный еще в 2014-2015 годах проект появился только в 2020 году, когда компания стала частью "Лемтранс".

"Это приобретение позволит компании предложить грузоотправителям новые комплексные решения и получить дополнительные конкурентные преимущества для дальнейшего развития. Тенденции рынка говорят о необходимости расширения возможностей транзита, и "Левада-Карго" в составе нашей компании поможет нам укрепиться в этом направлении, с ее помощью планируем оперировать контейнерными терминалами и развивать их", - говорил тогда глава "Лемтранса" Владимир Мезенцев.

Для строительства терминала была выбрана площадка в 4 киломертах от границы с Польшей. Контейнерный терминал "Мостиска" трудно назвать привычным сухопутным терминалом, поскольку его площадь в несколько раз больше привычного - 36,5 га. В феврале этого года Владимир Деменко рассказывал о деталях проекта: "На первом этапе у нас будет возможность перегружать 100 тыс. TEU в год. Инвестиции уже составляли 12 млн долл. США. На втором этапе мы планируем построить складские мощности. На третьем – увеличить пропускную способность еще на 200 тыс. TEU, в результате хотим достичь объемов в 300 тыс. TEU в год.

На том этапе по терминалу уже была проложена широкая и европейская колеи, было приобретено современное оборудование для работы с разными видами контейнеров.

"Он будет запущен весной 2022 года", – сказал Деменко за несколько дней до начала войны.

Год войны

Из-за начала войны открытие было отсрочено. Тем не менее точно было понятно, что проект как никогда своевременный для рынка – закрытие портов привело к изменению привычных логистических цепей и большинство груза пошло именно на западные пограничные переходы.

В первые недели войны компания сосредоточила силы на волонтерской деятельности. Вместе с ЕБА и "Укрзализныцей" был создан проект Railway Helps Ukraine – организована доставка гуманитарной помощи гражданскому населению из страны Европы.
"В ситуации, когда логистические цепочки затронуты, очень важно было не опускать руки, а продолжать искать способы помочь", - вспоминает Деменко.

Завершить строительство и запустить Контейнерный Терминал Мостиска компании вместе с партнерами удалось летом. «Уже запустили контейнерный терминал в Мостиске. Сейчас есть возможность принимать регулярные поезда по европейскому и украинскому пути. В настоящее время загрузка терминала достигает 65%. Мы адаптировались к потребностям и достроили зерновой терминал, который может перегружать 60 тыс. т зерна в месяц. Кроме того, работаем с биг-бегами и наливными грузами», – отмечал Владимир Деменко.

В сегодняшней ситуации – развитие сухопутного сообщения с Европой стало одной из главных задач, как для государства в целом, так и для бизнеса. Глава "Укрзализныци Александр Камышин на последней встрече в ЕБА отмечал то, что говорить о евроинтеграции мы можем только развивая контейнерные перевозки. "Вайб, на котором живет Европа, - это контейнеризация. К этому и должны двигаться", - говорил он.

Для увеличения пропускной способности требуются пограничные терминалы, инвестиции в европейскую портовую инфраструктуру, дополнительные вагоны, контейнеры. Все это достаточно большие инвестиции. Но Владимир Деменко верит, что значительный объем перевозок останется на этих транспортных коридорах после окончания войны.

"У нас, и компании "Лемтранс", как инвестора, есть планы начать строительство следующих терминалов. Это положительно повлияет на развитие грузовых железнодорожных перевозок в Украине и может привлечь дополнительные инвестиции в сопутствующие сферы деятельности, – говорит Владимир Деменко. – Мы продолжаем инвестировать в экономику страны, поскольку верим в будущее Украины».

 

Подписка на новости

Будьте в курсе событий