Автор Копылов Николай
Владимир Деменко, генеральный директор ООО "Левада Карго" (дочерняя компания ООО "Лемтранс")
С момента российского вторжения мы поняли, что должны быть гибкими и быстрыми, чтобы выжить. Каждый день мы прорабатывали новые маршруты для перевозки украинских грузов и пытались достичь договоренностей на будущее с европейскими партнерами.
После того как были заблокированы украинские порты, основной удар по вывозу экспорта на себя приняла железная дорога. Важно было донести европейцам, что сегодня почти 100% отечественной внешней торговли зависят от их позиции, решений и готовности обеспечить транспортировку украинских грузов от нашей границы.
Встал вопрос доставки грузов в европейские порты и потребителям.
С чем мы столкнулись
Во-первых, никто не ожидал и не был готов в Европе к лавине грузов из Украины. И это естественно, поскольку объем, который в нашей стране перевозится, Европа технически не может обработать и перевезти.
Кроме того, мы столкнулись с недостаточным количеством трансграничной инфраструктуры Украины/ЕС и подвижного состава (контейнеров, зерновозов, фитинговых платформ), как в Украине, так и в ЕС.
Увеличение дистанции перевозки грузов привело к драматическому росту стоимости логистики, что иногда делает перевозку невозможными. Это достаточно большая проблема, с которой столкнулись украинские производители. Но у украинцев есть суперсила адаптации.
Начиная с 2014 г., когда мы потеряли основные рынки сбыта в странах СНГ, мы постоянно адаптируемся. Если исторически работали с массовыми типами вагонов – полувагонами, крытыми вагонами и т.д., то сейчас основными партнерами внешней торговли стали страны Азии и Европейского Союза, где контейнеризация составляет более 55%.
Так что путь контейнеризации, который мы начали в 2014 году, продолжаем сейчас.
Как улучшить перевозку
Мы провели достаточно много времени на пограничных станциях и увидели, как можно увеличить перевозку украинских грузов в Европу. Это разные меры, необязательно требующие значительных инвестиций.
К примеру, это увеличение персонала на стыковых станциях в Украине и странах ЕС, что позволит работать 24/7. На некоторых станциях ЕС, к сожалению, не работает круглосуточно 7 дней в неделю. Это не позволяет увеличить пропускную способность инфраструктуры и соответственно объемы перевозок грузов.
Среди других мероприятий:
1. Повышение координации перевозочного процесса со странами ЕС;
2. Ремонт пограничной инфраструктуры по увеличению пропускной способности. Речь о том, что многие пограничные станции по 10–20 лет не восстанавливались. Только сейчас Укрзализныця начала инвестировать средства в восстановление инфраструктуры;
3. Упрощение процесса оформления таможенной, пограничной и фитосанитарной службами. В идеале – сочетание проверки украинских и европейских органов, что позволит ускорить процесс прохождения грузов;
4. Система квот в портах ЕС для украинских грузов.
Хочется отметить, что положительные изменения скорости оформления грузов уже есть. Также мы видим положительный диалог со стороны пограничной службы и таможни.
Есть и другая часть проблемы, требующая значительных инвестиций в новые пограничные терминалы, в европейскую портовую инфраструктуру. Ее, к сожалению, не построишь за один год. Достаточно большие инвестиции необходимы также в дополнительные вагоны и контейнеры.
Но я верю даже уверен, что значительный объем перевозок останется на этих транспортных коридорах и после окончания войны.
Дело в том, что для новых для нас рынков сбыта в ЕС, равноудаленных от основных портов Европы (Роттердам, Гамбург и других) на 200–300 км вглубь континента, нет лучшего решения, чем интермодальные перевозки. И эти транспортные коридоры останутся в дальнейшем.
В последующие годы будет проходить дальнейший процесс интеграции украинской транспортной системы, в частности железнодорожной, в европейскую. Поэтому сегодняшнюю ситуацию можно использовать для создания новой украинской логистики.
Самая большая ошибка настоящего – это не инвестировать в Украину. Поэтому мы продолжаем вкладывать средства в терминал и другие наши проекты, а это значит инвестировать в Украину. Напомню, что «Лемтранс» и «Левада Карго» вместе с партнерами (в т.ч. NUNIT) построили и запустили контейнерный терминал на границе Украины и Польши. Благодаря этому появилась возможность дополнительно увеличить пропускную способность железнодорожного пограничного перехода.