Последние правки. Реформа железных дорог Украины вышла на законодательный путь

10.11.2011
Share

Источник: Гудок

Законопроект «Об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования» правительство Украины отправило в Верховную раду.
 
В документе, подписанном вице-премьер-министром, министром инфраструктуры Украины Борисом Колесниковым, прогнозируется создание вертикально интегрированной структуры – государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования.
 
Координатор транспортного направления Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Кава сообщил, что по существующей редакции законопроекта исполнять обязанности акционера со стороны государства будет Министерство инфраструктуры Украины. Законопроект должен пройти три чтения в парламенте страны, после этого его в течение двух недель должен подписать президент. После подписания закон вступает в силу со дня официальной публикации, если иное не предусмотрено этим законом.
 
«Законопроект направлен на создание правового поля для первого этапа реформирования железнодорожного транспорта Украины – разделения хозяйственной и регуляторной функции на железнодорожном транспорте общего пользования, – отметил господин Кава. – Сейчас «Укрзализныця» – это суррогат между хозяйствующим субъектом и государственным органом, так как совмещает в себе эти не свойственные друг другу функции. Государственная администрация – это даже не предприятие. Суть законопроекта – в разделении этих функций. Государственные полномочия в сфере железнодорожного транспорта перейдут министерству инфраструктуры, а хозяйствующим субъектом станет государственное публичное акционерное общество «Украинские железные дороги». Инвентарный парк перейдёт в состав акционерного общества. Потом уже можно будет создавать условия для привлечения в отрасль частного капитала, в первую очередь частных операторов и частных перевозчиков, гарантировать всем участникам равный доступ к сети».
 
По его словам, это только начало долгожданной реформы и в процессе реформирования возможно уточнение деталей последующих шагов, но говорить об этом пока рано. 
 
«Пока мы на том этапе, который в России был пройден в 2003–2004 годах, когда было ликвидировано Министерство путей сообщения РФ и создано ОАО «РЖД». Получается, что реформа железных дорог Украины отстаёт от РФ на восемь-девять лет. При оптимистическом варианте развития событий, в случае быстрого принятия законопроекта в парламенте, акционерное общество будет создано в следующем году. Модель реформирования строится на основе опыта европейских стран. В первую очередь это опыт реформ в Германии, Польше и России. Модель ОАО «РЖД» во многом повторяет модель Deutsche Bahn, но адаптирована к нашим условиям. Потому при реформе железных дорог Украины активно изучается опыт западных и восточных коллег».
 
Не секрет, что до 2007–2008 годов УЗ активно работала с Европейским банком реконструкции и развития, с Мировым банком и другими МФО. Но все они ставили необходимым условием сотрудничества начало процесса реформирования. 
 
Но в те времена никаких реальных шагов в данном направлении предпринято не было, нормативные акты не принимались, и, как следствие, все международные финансовые учреждения почти полностью прекратили финансировать программы УЗ. 
 
Долговое финансирование железных дорог после реформирования активизируют как со стороны международных финансовых организаций, так и со стороны коммерческих банков. Финансирование ЕБРР на строительство Бескидского тоннеля на линии Львов – Чоп выделено ещё несколько лет назад. Поскольку процесс выбора подрядчика затянулся, ЕБРР возобновил финансирование данной программы. Но это случилось по причине того, что проект был одобрен много лет назад. А так никаких новых проектов не было, всё сдерживалось отсутствием процесса реформирования. 
 
Железнодорожная инфраструктура (включая магистральные железнодорожные линии, технологические сооружения на них, контактную сеть, системы диспетчеризации, сигнализации, блокировки) не будет передана в уставный фонд создаваемого общества. Она останется в государственной собственности, и АО будет распоряжаться этим имуществом на праве хозяйственного ведения. 
 
Для частных операторов акционирование стало ожидаемым шагом правительства. Генеральный директор ООО «Лемтранс» Владимир Мезенцев считает, что создание общества ликвидирует монополию на перевозки грузов и поспособствует созданию конкурентной среды.
 
«Ситуация, сложившаяся в отечественной железнодорожной отрасли, уже давно и вполне естественно заставляет правительство искать пути создания оптимальной модели и эффективной системы управления ГАЖТ «Укрзализныця». Износ основных фондов, субсидирование пассажирских перевозок за счёт грузовых, дефицит подвижного состава – всё это может привести к коллапсу системы железнодорожного транспорта, а следовательно, и к снижению темпов развития экономики в целом. Более 50% промышленных грузов перевозят по железной дороге», – утверждает Владимир Мезенцев. 
 
Он считает, что в сложившейся ситуации акционирование – оптимальная форма реформирования железнодорожной отрасли, которое вполне успешно было проведено во многих странах Центральной и Восточной Европы. 
 
«Это позволит привлечь необходимые инвестиции и повысить эффективность функционирования железнодорожного транспорта. Однако говорить конкретнее об изменениях в работе операторских компаний можно будет после формирования как минимум проектов нормативных документов по управлению грузовыми перевозками и парком подвижного состава», – добавил генеральный директор крупной украинской транспортно-экспедиторской компании.
 
Исключёны из списка "Не подлежащие приватизации" и войдут в состав акционерного общества
 
  • Донецкая железная дорога
  • Львовская железная дорога
  • Одесская железная дорога
  • Приднепровская железная дорога
  • Южная железная дорога
  • Юго-Западная железная дорога
  • Попаснянский вагоноремонтный завод
  • Стрыйский вагоноремонтный завод
  • Полтавское ПКТБ по ремонту локомотивов
  • Дарницкий вагоноремонтный завод
  • Донецкий государственный проектно-изыскательский институт железнодорожного транспорта «Донзализничпроект»
  • Львовский государственный проектно-изыскательский институт железнодорожного транспорта «Львовтранспроект»
  • Одесский государственный проектно-изыскательский институт железнодорожного транспорта «Одесзализничпроект»
  • Днепропетровский государственный проектно-изыскательский институт железнодорожного транспорта «Днипрозализничпроект»
  • Украинский государственный центр по эксплуатации специализированных вагонов «Укрспецвагон»
  • Харьковский государственный проектно-изыскательский институт железнодорожного транспорта «Укрзализнычпроект»
  • Украинский государственный центр железнодорожных рефрижераторных перевозок «Укррефтранс»
  • Государственное предприятие материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта «Укржелезснаб»
  • Центральная станция связи УЗ
  • Главный информационно-вычислительный центр УЗ
  • Украинский государственный центр транспортного сервиса «Лиски»
  • Государственное предприятие «Винницатранс­прибор»
  • Государственное предприятие «Украинский центр механизации путевых работ»
  • Государственное предприятие «Научно-конструкторское технологическое бюро путевого хозяйства Укрзализныци»
  • Государственное предприятие «Проектно-конструкторское технологическое бюро подвижного состава Укрзализныци»
  • Государственное предприятие «Государственный научно-исследовательский центр железнодорожного транспорта Украины»
  • Государственное предприятие «Рава-Русский шпалопропиточный завод»
  • Днепропетровский тепловозоремонтный завод
  • Львовский локомотиворемонтный завод
  • Киевский электровагоноремонтный завод
  • Запорожский электроремонтный завод
  • Киевский электротехнический завод «Транссигнал»
  • Гниванский завод спецжелезобетона
  • Коростенский завод железобетонных шпал

 

Подписка на новости

Будьте в курсе событий