Источник: Экономические известия, № 120 2012.07.19
Логистическая компания «Лемтранс» объявила о крупных инвестициях в обновление своего вагонного парка. Эксперты полагают, что таким образом она намерена закрепиться на рынке грузоперевозок, где с хроническим дефицитом подвижного состава годами не может справиться «Укрзалізниця». Благодаря увеличению числа полувагонов оператор обеспечит растущие транспортные потребности своих основных клиентов, входящих в бизнес-структуру СКМ Рината Ахметова
Дефицит подвижного состава в Украине в ближайшие годы будет только увеличиваться. Парк полувагонов «Укрзалізниці» составляет всего 2/3 от потребностей грузоотправителей, которые оцениваются экспертами в 60 тыс. ед. И эта техника неуклонно стареет. Уровень ее износа оценивается почти в 90%. Несмотря на все потуги, железнодорожный монополист не может аккумулировать достаточные для покупки нового транспорта средства. По некоторым оценкам, украинским железным дорогам потребуется вложить в обновление основных фондов более 200 млрд. грн. до 2020 г. Если закупки техники не начнутся в ближайшее время и при этом самыми ударными темпами, то через два-три года большая часть существующего парка грузовых вагонов «Укрзалізниці» будет списана, и пока никто не может сказать, как будут перевозиться грузы по украинским магистралям.
Дальновидные инвесторы уже сейчас вкладывают средства в покупку собственного вагонного парка. Первой ласточкой была Ferrexpo Константина Жеваго. Теперь о масштабных планах заявила крупная логистическая компания «Лемтранс».
«Сейчас парк компании «Лемтранс» насчитывает более 12 тыс. полувагонов, при этом средний возраст вагонов составляет около 22 лет. Кроме того, сейчас мы наблюдаем дефицит подвижного состава при значительном спросе со стороны грузоотправителей. В силу этих и ряда других факторов мы заинтересованы в обновлении и модернизации парка подвижного состава в кратчайшие сроки»,— рассказывает генеральный директор ООО «Лемтранс» Владимир Мезенцев.
В течение 2012 г. оператор уже приобрел 1185 полувагонов, потратив на них более $82 млн. И намерен по итогам года увеличить свой парк за счет покупки еще 5 тыс. новых полувагонов. Сумма инвестиций составит около $350 млн.
«Учитывая высокую стоимость нового вагона и длительный период его окупаемости, мы используем, в основном, механизм финансового лизинга. Сейчас компания «Лемтранс» сотрудничает с «Лизинговой компанией ВЛ» по предоставлению в лизинг подвижного состава»,— раскрывает детали модернизации и ее финансирования Владимир Мезенцев.
О финансовом лизинге украинские компании при закупке транспортных средств упоминают все чаще. Преимущества использования этого механизма раскрывает старший аналитик ИК «Арт-Капитал» Алексей Андрейченко: «Для прямой покупки обычно не хватает живых денег. Поэтому чаще всего рассматриваются два варианта, брать кредит в банке и покупать вагоны, используя заемные средства, или договариваться с лизингодателем о покупке вагонов на условиях финансового лизинга. Второй вариант обычно предполагает, что лизингодатель частично покрывает стоимость обслуживания и ремонта подвижного состава. Возможно, предлагаемые условия лизинга были таковы, что «Лемтранс» предпочел не брать на себя риски, связанные с обслуживанием вагонов. При этом лизинговые соглашения зачастую более длительные, что делает срок заимствования ближе к длине экономической жизни вагона и снижает риски инвестиции. В целом два варианта часто очень схожи, и лизинговые ставки часто сравнимы с кредитными при всех прочих равных условиях».
В «Лемтрансе» утверждают, что компанию не интересует вариант пополнения парка техникой, побывавшей в употреблении. «Лемтранс» не планирует участвовать в конкурсе на аренду вагонов ГП «ДВРЗ»,— говорит господин Мезенцев.— На данный момент нас интересует не столько количественное, сколько качественное обновление парка. Поэтому наша главная задача — пополнить парк исключительно новыми вагонами. Вагоны, купленные в текущем году, в основном, производства Попасняского вагоноремонтного завода. Мы систематически анализируем ценовую политику производителей подвижного состава, решение по дальнейшим приобретениям будет приниматься в соответствии с ценами на рынке».
По словам Алексея Андрейченко, ввиду дефицита грузовых вагонов, «Лемтранс», обновивший свой парк, будет в состоянии увеличить объем предоставляемых услуг своим клиентам. Соответственно, его выручка вырастет, и компания получит дополнительные доходы, за счет которых можно будет окупить инвестиции. «Это может проходить как в рамках обслуживания перевозок СКМ, так и независимых клиентов, но в свете заявлений СКМ о возможном увеличении доли участия в «Лемтрансе» и необходимости покупки еще 5 тыс. вагонов, я думаю, что текущее пополнение парка происходит для удовлетворения потребности подразделений СКМ в грузоперевозках»,— полагает господин Андрейченко.
При этом он исключает предположение, что таким образом «Лемтранс» пытается увеличить свою долю на рынке грузовых перевозок. «Увеличение доли само по себе вряд ли является целью, скорее всего, сказывается интерес СКМ, которая нуждается в увеличении подвижного состава для обеспечения перевозок группы,— говорит эксперт.— Российские компании давно уже посматривают на украинский рынок. Украина — это экономика со значительной добывающей промышленностью и вторая в СНГ по грузообороту железнодорожного транспорта».