Источник: ЦЕНТР ТРАНСПОРТНЫХ СТРАТЕГИЙ
Продолжается четвертый месяц войны России против Украины, и отечественный бизнес начинает более системно работать и подстраиваться под новые реалии - перестраивать логистику, искать новые рынки и параллельно помогать ВСУ и гражданским. ЦТС провел серию интервью с руководителями компаний, работающих на рынке транспорта и логистики, и спросил, как они оптимизируют расходы, сокращают ли персонал и когда можно будет говорить о возобновлении инвестиционной деятельности.
- СЕО компании "Лемтранс" Владимир Мезенцев
Насколько сократились объемы перевозок? Какие меры предпринимаете, чтобы стабилизировать ситуацию?
С момента российского вторжения грузовой базы в Украине потеряно больше, чем вагонов. Поэтому на данный момент динамика роста грузопотока значительно уступает росту свободного подвижного состава в стране.
Доходы бизнеса уменьшились в несколько раз. На сегодняшний день мы имеем возможность задействовать лишь 50% парка. Часть парка заблокирована. Многие логистические цепочки между предприятиями разорваны. Несмотря на это, «Лемтранс» продолжает делать всё возможное, чтобы максимально обеспечить перевозку грузов клиентов. Мы должны быть гибкими и быстрыми, чтобы выжить. Мы прорабатываем новые маршруты и стараемся достичь договоренностей на будущее. Однако рынку необходимо время, чтобы наладить новые цепочки поставок.
Как изменился бизнес в целом? Была ли переориентация на новые рынки/клиентов?
Глобальное изменение логистики произошло с момента «потери» черноморских портов. Теперь все перевозки ориентированы на запад. При этом западные погранпереходы не рассчитаны на такой поток. Речь идет о нехватке перегрузочных мощностей как со стороны Украины, так и стран Европейского Союза. Нехватка мощностей, способных принять, обработать и отправить груз в Европу. Для решения этого вопроса необходимо уделить особое внимание развитию инфраструктуры в узких местах. Сейчас нужно оценить реальный потенциал увеличения пропускной способности и найти решения, которые можно реализовать в кратчайшие сроки, найти логистические маршруты.
Сейчас мы работаем над проектом, который станет альтернативой для некоторых транспортных коридоров и воротами для получения стратегически важных ресурсов. Позволит улучшить логистику и в перспективе увеличить долю контейнеризации грузов в Украине.
В условиях, когда поступлений стало существенно меньше, как оптимизировали расходы?
Война заставила нас отказалась от масштабных долгосрочных инвестиционных проектов из-за невозможности их реализации в текущей ситуации. Мы перешли на более краткосрочное планирование, сосредоточившись на проектах, находящихся на финальной стадии.
Мы временно отказались от ремонта того парка, который не нужно задействовать в существующей системе перевозок.
Какие сейчас основные статьи расходов для компании?
Первая – при любых обстоятельствах выполнить свои обязательства перед клиентами и страной. Это значит, оплата ж/д тарифа, всех сопутствующих услуг «Укрзализныци» – для нас приоритет. Мы также продолжаем платить налоги. 159 млн гривен налогов – именно столько перечислил «Лемтранс» в бюджеты всех уровней только за март-апрель 2022 года.
Вторая цель – помощь мирным жителям, ВСУ и территориальной обороне. Третья – персонал.
Поддерживать налоговыми поступлениями страну, гуманитарной помощью мирных жителей и финансово армию мы сможем, только продолжая работать.
Занималась ли ваша компания гуманитарными перевозками? Если да, то в каких объемах?
Да, мы понимали, что лучше всего умеем выстраивать логистику по железной дороге. Именно поэтому родилась идея создания гуманитарного ж/д коридора.
Мы (в лице «Левада-Карго») вместе с партнерами «Укрзализныця – Ukrzaliznytsia», European Business Association, PCC Intermodal, MST Group Sp. z o.o и многими другими активно сотрудничаем с волонтерами, европейскими компаниями и развиваем логистическую сеть доставки гуманитарной помощи из Европы в Украину по железной дороге. Наш совместный проект называется «RailwayHelpsUkraine».
На сегодняшний день используя железнодорожный коридор RailwayHelpsUkraine в Украину доставлено более 2100 тонн гуманитарной помощи. Доставляем медикаменты, продукты, средства гигиены, оборудование. Помощь уже получили Харьковская, Киевская, Запорожская, Днепропетровская и Луганская области. Также груз точечно отправляли в другие регионы, где в нем нуждались.
Дополнительно Лемтранс перечислил более 500 тыс. грн на логистический тариф для доставки гуманитарного груза из Европы для мирного населения.
Как еще помогаете мирным и ВСУ?
Все бизнесы SCM, футбольный клуб «Шахтер», БФ Рината Ахметова сосредоточены на помощи Украине. И «Лемтранс» не исключение. На поддержку ВСУ и ТрО перечислено более 20 млн грн. Помимо этого наша поддержка ВСУ и ТрО заключается также в закупке и передаче автотранспорта, топлива и бронежилетов, производстве противотанковых «ежей» для обороны украинских городов.
Какие краткосрочные/среднесрочные планы?
Простого ответа нет. Сейчас задача минимум – сохранить то, что имеем. Задача максимум – запустить начатые в мирное время инвестиционные проекты находящие на финальной стадии реализации.