Источник: ЦЕНТР ТРАНСПОРТНЫХ СТРАТЕГИЙ
В "Лемтранс" реализовывают проект, который поможет оперативно выявлять злоумышленников, разукомплектовывающих вагоны. Какие меры принимает крупнейший в Украине частный вагонный оператор, чтобы уменьшить количество случаев разукомплектации подвижного состава и какую роль в этом играют современные технологии - в интервью ЦТС рассказал директор по безопасности компании "Лемтранс" Алексей Воропаев.
Оцените объем ущерба компании от кражи деталей вагонов за последние годы?
Приведу несколько цифр. За 2017 год в той или иной степени было разукомплектовано 3636 вагонов. Ущерб от этого составил более 10 млн грн. В 2018 году количество разукомплектованных вагонов сократилось до 2408 единиц, но при этом ущерб вырос до 11 млн грн. Увеличение ущерба мы связываем с увеличением стоимости деталей.
В 2019 году в этом направлении есть определенные успехи: количество фактов воровства снизилось в два раза – до 1134 вагонов, ущерб – до 5,7 млн грн.
За счет чего удалось уменьшить показатели в прошлом году?
Причина комплексная. Во-первых – УЗ приняла решение запретить закупки запчастей у сомнительных контрагентов и сомнительного качества. А тем более запретить приобретение запчастей без документов. Особенно на тормозные части. Во-вторых, правоохранительные органы и ВОХР начали лучше работать, плюс наша сторона приняла усиленные меры по устранению риска разукомплектации своих вагонов.
Какие меры применяет ваша компания, чтобы снизить количество случаев разукомплектации?
Что касается внутренних действий, то мы применяем скрытые антивандальные меры – это так называемые дополнительные методы крепления (модернизация наших основных частей), которые согласованы с УЗ.
Кроме того, мы придумали маркировку запчастей. Некоторые детали и узлы вагонов мы начали красить в желтый цвет – такую краску хорошо видно на фоне наших зеленых вагонов и ее тяжелее всего смыть. Таким образом мы затруднили повторное использование наших запчастей, а также облегчили процесс выявления наших запчастей на чужих вагонах. Данная методика действий согласована с УЗ.
Комплекс этих мер принес эффект – мы еще ни разу не обнаружили наших желтых запасных частей на других вагонах.
Какие меры еще планируете внедрять?
Мы внедряем проект по обеспечению наших вагонов GPS-навигацией. Смысл заключается в том, что на основные узлы вагона ставятся метки, которые считывают информацию о его состоянии. Таким образом, мы сможем видеть в режиме реального времени, на каком участке (станции) происходит незаконный демонтаж деталей, и оперативно на это реагировать. Иными словами, мы сможем выявить злоумышленника, так как будем располагать точной информацией о месте и времени, где произошло хищение.
Есть ли какие-то участки (станции) на железной дороге, где кражи происходят больше, чем в других местах?
Большинство хищений происходит на станциях. Воруют везде, на всех участках, но больше всего на Донецкой и Приднепровской железной дороге. Так, за 2019 год на Приднепровской дороге были выявлены факты разукомплектования 649 вагонов, на Донецкой – 361 вагона. То есть почти 100% случаев воровства у нашей компании произошли на этих двух дорогах. На Приднепровской наибольшее количество случаев разукомплектования вагонов установлено на станциях Грековатая и Терны, на Донецкой – Волноваха, Мариуполь-Сортировочный.
Какие виды запчастей воруют чаще всего?
Самое дорогостоящее из воруемого – это колесные пары, главная и магистральная часть тормозной системы, автосцепки, крышки люков.
Наиболее критическим в этой проблеме является то, что кражи происходят в основном по деталям тормозной системы вагонов, без которых вагон теряет способность тормозить, что приводит к повышению аварийности на железнодорожном транспорте и угрожает безопасности.
Важно понимать, что следствием разоборудования, помимо огромных материальных затрат всех участников перевозочного процесса и негативного влияния на экономику страны, в первую очередь является угроза безопасности движения, что непосредственно влияет на жизнь и здоровье людей. Вмешательство, кажущееся незначительным, может иметь катастрофические последствия (может привести к сходу подвижного состава). Мы заинтересованы в безопасных перевозках.
Расскажите о наиболее резонансных случаях воровства, с которыми сталкивалась ваша компания. В частности, в декабре 2019 года была обнародована информация о массовой краже люков вагонов. На какой стадии сейчас уголовное дело по этому факту?
https://cfts.org.ua/news/2019/12/05/u_lemtransa_ukrali_77_kryshek_lyukov_vagonov_za_polgoda_vorov_poymali_foto_56479
Это пример успешного сотрудничества с правоохранительными органами, у полиции всё же юридически больше возможностей. Нам самим законом не позволено ловить преступников. Мы дали свою аналитику, исследования, а полиция применила свои возможности. И спустя некоторое время, совместными усилиями, нам удалось задержать злоумышленников.
Основных организаторов арестовали. Сейчас идет следствие. Дело будет направлено в суд, где для них будет определено соответствующее наказание.
Какую ответственность и в каких случаях несет УЗ при кражах?
УЗ при заключении договоров, пользуясь своим монопольным положением, не включает нормы своей ответственности за сохранность вагонов и грузов в текст договоров. Поэтому данные вопросы приходится решать в судебном порядке, пользуясь нормами законодательства. Нам приходится обращаться в суды с гражданскими исками. Из 100% случаев хищения в суды мы идем примерно в 30%. Этот процесс достаточно забюрократизирован и длителен, поэтому мы идем на такие меры только в случае, когда это значимые для нас потери. Если разукомплектование происходит на мизерные суммы, например, 300 грн, то судебная тяжба нам обойдется дороже, чем украденная деталь.
Какие меры может предпринять УЗ и государство, чтобы решить ситуацию?
Мы поддерживаем инициативу по созданию транспортной полиции, которая будет работать над предотвращением разукомплектования грузовых вагонов и осуществлять патрулирование железнодорожных объектов инфраструктуры.
Кроме того, необходимо усилить уголовную ответственность за разукомплектование, так как это несет угрозу безопасности. Нужно вносить изменения в Уголовный кодекс, Устав железной дороги, Правила перевозок.
УЗ со своей стороны должна вести достоверный учет и статистику повреждений вагонов, проводить оперативное и объективное расследование по каждому случаю, на основе которого можно выделить «критические» точки и обеспечить в этих местах дополнительные меры – видеонаблюдение, освещение, патрулирование, что существенно снизит процент хищений.
Уверен, что только комплексная программа обеспечения безопасности поможет решить данную проблему. Нужны реальные действия.