Источник: Forbes.ua
Вчера группа СКМ Рината Ахметова объявила о выкупе 100% «Лемтранса». Оперативный контроль над компанией уже давно был за менеджерами Ахметова, но в СКМ долгое время говорили, что группа – всего лишь миноритарный акционер.
По официальной версии, с 2003 года СКМ владела 19,95% уставного капитала «Лемтранса». Остальные контролировали структуры, близкие к депутату от Партии регионов Антону Пригодскому и соратникам Ахметова – Игорю Гуменюку и Сергею Кию. Были в «Лемтрансе» интересы и нынешних обитателей «Межигорья».
Слава компании выкатилась за пределы Донецкой области в 2005 году. Тогда аффилированная с ней корпорация «Межрегиональный Промышленный Союз» купила у госкомпании «Укртранслизинг» (сейчас ее крупный пакет принадлежит «Лемтрансу») более десяти тысяч грузовых вагонов. Ныне покойный председатель КРУ Николай Сивульский заявил, что вагоны продавались незаконно. В «Лемтрансе» уверяют, что сделка прошла легально.
Но факт остается фактом: «Лемтранс» – крупнейший частный перевозчик железнодорожным транспортом. Доля компании на рынке грузовых перевозок – более 8%. Больше – только у государственной «Укрзалізниці». Госкомпания, эксплуатирующая 60 000 грузовых вагонов, контролирует 2/3 рынка.
Forbes.ua и компания Kreston GCG оценили, кто из частных владельцев подвижного состава ближе всех подобрался к Ринату Ахметову.
Бенефициар – Ринат Ахметов
Парк: 12 000 полувагонов
На долю «Лемтранса» приходится 14,5% перевозок полувагонами в стране. Грузооборот компании по итогам 2011 года превысил 40 млн тонн. СКМ объявила о том, что выкупит 100% «Лемтранса» весной 2012 года. «Приобретая вагонную компанию, мы намереваемся обеспечить себя собственным вагонным парком», – процитировала пресс-служба группы директора СКМ по развитию новых направлений бизнеса Николая Нестеренко. До конца 2012 года СКМ собиралась выделить на закупку 5000 новых вагонов $350 млн.
Бенефициар – Виталий Гайдук
Парк: 3300
Компания входит в состав Объединенного транспортного холдинга. Это транспортное подразделение консорциума «Индустриальная группа». Консорциум достался бизнесмену Виталию Гайдуку при «разводе» с партнерами по корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Олегом Мкртчаном и Сергеем Тарутой. Основные клиенты холдинга, в который также входят компания «Укрэнерготранс» и Днепродзержинский речной порт, – металлургические и коксохимические заводы ИСД.
Бенефициар – ArcelorMittal
Парк: более 3000
Как и все металлурги, «АрселорМиттал Кривой Рог» располагает своим парком грузовых вагонов. Их у компании насчитывается свыше 3000. Крупнейшему в стране металлургическому комбинату этого парка не хватает. «Укрзалізниця» в своих сводках постоянно называет криворожский комбинат главным виновником повреждений ее вагонов. Оно и понятно: по объемам экспедирования отдельно стоящего предприятия с «АрселорМиттал Кривой Рог» могут соперничать только Ferrexpo и предприятия группы СКМ. По данным госкомпании, за 9 месяцев этого года криворожцы повредили 386 вагонов на сумму 2,3 млн грн.
Бенефициар – группа FESCO
Парк: 2500
Украинская «дочка» российской группы FESCO работает на рынке железнодорожных перевозок с 2003 года. К FESCO имеют отношение сразу два предпринимателя из списка Forbes. В этом году Сергей Генералов ($500 млн, 181-й в российском списке Forbes) продал FESCO Зиявудину Магомедову ($900 млн, 141-й).
Бенефициар – Константин Жеваго
Парк: более 1500
Вагонный парк компании Ferrexpo на начало 2012 года превышал 1000 вагонов. В этом году компания миллиардера Константина Жеваго ($1,3 млрд, 7-й в украинском списке Forbes), собирается расширить парк до 2000 вагонов. Все они нужны самой компании. Ferrexpo – владелец Полтавского горно-обогатительного комбината, который экспортирует всю свою продукцию.
Бенефициары – Павел Лебедев и Леонид Юрушев
Парк: более 1200
Компания в 2011 году договорилась с ЕБРР о выделении кредита на сумму $75 млн для закупки сразу 3000 грузовых вагонов. К тому времени парк компании уже составлял 1200 вагонов. Деньги на строительство и закупку вагонов останутся внутри группы Inter Car Group. Кроме «Интерлизинвеста», ей принадлежит десяток машиностроительных заводов. Среди них есть выпускающий грузовые вагоны криворожский Дизельный завод.
Автор: Алексей Грибановский