Отрасль железнодорожных перевозок требует кардинальных решений, которые бы дали ей возможность двигаться дальше. Эксперты отмечают необходимость решения трех ключевых вопросов: дефицита тягового подвижного состава, проблем с инфраструктурой и отсутствия соответствующих законов, которые бы учитывали интересы всех — и перевозчиков, и отправителей, и государства. О том, как работается в сегодняшних условиях крупнейшему частному оператору в Украине — компании «Лемтранс», рассказал её генеральный директор Владимир Мезенцев.
— Что сегодня собой представляет компания «Лемтранс»? Какой годовой объем перевозок по итогам 2017? Оправдали финансовые показатели компании ваши ожидания?
— Лемтранс остаётся безусловным лидером среди частных операторов железнодорожного подвижного состава Украины. На данный момент компания оперируем парком из 18 тыс. полувагонов.
За 12 месяцев мы перевезли 51 млн 900 тыс. тонн грузов. Если говорить о финансовых результатах, то непосредственно выручка «Лемтранса» выросла по сравнению с предыдущим годом на 21%, с 9,672 млрд грн до 11,763 млрд грн. Валовая прибыль компании составила 3,136 млрд грн, что на 29% больше, чем в 2016 году.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, мы выполняем свои финансовые обязательства перед государством и делаем существенный вклад в государственный бюджет.
За 12 месяцев 2017 года компания «Лемтранс» перечислила в бюджеты всех уровней 698,5 млн грн. По сравнению с 2016 годом компания увеличила налоговые отчисления в государственный и местный бюджеты на 22,4%.
Компания является крупным инвестором и работодателем в регионах своего присутствия.
— Сколько компания инвестировала в 2017?
— В рамках инвестиционной программы развития в 2017 г. мы возобновили приобретение новых вагонов как за счет собственных средств, так и за счет заемных. По сравнению с 2016 годом капитальные вложения увеличились в 5 раз — со 109 до 562 млн грн. Реализация инвестиционной программы «Лемтранс» это один из способов повышения эффективности перевозочного процесса в Украине. Мы абсолютно четко понимаем, что каждый невывезенная тонна груза – это потери железных дорог, операторов, грузоотправителей и потери экономики Украины.
— Какие факторы оказали существенное влияние на грузопоток в 2017 году?
— Сегодня, как и в 2017 году, ключевым фактором, который дестабилизирует ситуацию в отрасли, является дефицит тягового подвижного состава, а также проблемы с инфраструктурой. Так, оборачиваемость вагонов увеличилась с 6–7 до 8–10 суток. По этой причине нам не удалось полностью выполнить заявки наших грузоотправителей. Однако, несмотря на ухудшение состояния рынков и появление факторов ограничивающего характера, мы смогли минимизировать потери и добиться неплохих финансовых результатов. И это благодаря отдаче от проектов по оптимизации логистических схем использования парка, совершенствованию качества услуг и снижению транспортных издержек.
— Что нужно, в первую очередь со стороны государства, чтобы инфраструктурный сектор, в частности в части железнодорожных перевозок, вышел на более высокий уровень развития, увеличил доходную часть и смог реально помочь грузовладельцам оптимизировать расходы на доставку?
— Сегодня отрасль ожидает кардинальных решений, которые бы ей позволили двигаться дальше. На наш взгляд основными векторами развития можно считать: реформирование отрасли; развитие инфраструктуры и повышение клиентоориентированности. Европейская модель развития железных дорог предусматривает полностью конкурентный рынок с обеспечением равных условий для всех участников рынка.
— Какой вектор развития избрала компания «Лемтранс» в рамках реализации стратегии в 2018 году?
— Мы всегда осторожно подходим к прогнозам, отмечая нестабильность экономики и меняющиеся условия на рынках. Тем не менее, наша стратегия нацелена на рост доли в основном сегменте, повышение операционной эффективности, а также выход на рынок локомотивной тяги (в случае принятия Закона о железнодорожном транспорте).
Мы рассматриваем варианты расширения парка. Помимо полувагонов наше внимание привлечено к зерновозам и платформам. Но мы четко понимаем, что нет необходимости покупать вагоны для того, чтобы делать из них склады на колесах. Надо покупать вагоны, чтобы они работали.
Источник: Вестник.Рейтинг