Підприємства Корпорації

Конкуренцією по монополії

18.10.2012

Источник: Экономические известия

Группа СКМ заявила о концентрации 100% уставного капитала компании «Лемтранс» — крупнейшего украинского частного железнодорожного перевозчика и собственника подвижного состава.

Событие не стало для рынка неожиданностью. Антимонопольный комитет Украины еще в мае разрешил Группе приобрести более 50% акций компании. Эксперты уверены, что роль частного бизнеса в секторе железнодорожных перевозок в ближайшие годы будет только расти.

Обладая наибольшим в Европе показателем транзитности, Украина использует свои возможности едва ли наполовину. Украинские железные дороги, на долю которых приходится большая часть грузоперевозок, за первые пять месяцев 2012 г. обеспечили более 58% всего грузопотока страны. По данным Госкомстата, за последние десять лет по рельсам доставлялось в среднем по 400-500 млн. т грузов в год. И хотя в предыдущие три года объем перевозок чуть вырос, он до сих пор не превысил докризисных показателей 2007-2008 гг. Материальная база, созданная в предыдущие годы, почти истощена, в стране ощущается острый дефицит полувагонов, цистерн и окатышевозов, от чего страдает качество обслуживания грузовладельцев.

По протяженности железнодорожных путей Украина занимает 12-е место в мире и четвертое место в Европе после России, Германии и Франции. Общая протяженность железнодорожной дороги составляет почти 22 млн. км. Но постепенно уменьшается и этот показатель. Пути ржавеют, изнашиваются,  разбираются на металлолом. Так, в марте 2012 г. в Крыму двое местных безработных практически демонтировали и чуть было не сдали в утиль полкилометра железной дороги. Даже запуск новых скоростных поездов накануне Евро-2012 показал, что именно изношенность путей не позволяет достигать высоких скоростей перевозок.

Но больше всего удручает нарастающий дефицит подвижного состава. Физическая изношенность основных фондов железнодорожной отрасли превышает 80%, а по вагонам инвентарного парка она вообще критическая — 86%. Значительная часть подвижного состава эксплуатируется за пределами установленного нормативного срока службы. Так, например, у 27 тыс. наиболее востребованных грузоотправителями полувагонов нормативный срок эксплуатации уже истек, еще 11 тыс. достигнут его в этом году. Так что в 2013 г. уже две трети всех полувагонов нельзя будет безопасно эксплуатировать, и могут повториться новые кризисы на рынке железнодорожных перевозок, сродни начала 2012 г., когда дефицит грузовых вагонов парализовал многие сделки по транспортировке товаров. Что, кстати, внесло свою лепту и в замедление промышленного роста в Украине в начале 2012 г.

Решать текущие проблемы «Укрзалізниця» пытается вместе с государством. Первые шаги реформирования железнодорожной отрасли коснулись именно грузоперевозок, в частности, возврат вагонов из-за границы, передача парка на баланс госпредприятий. Но серьезными инвестициями, которые способствовали бы обновлению парка подвижного состава, государство пока не располагает. На финансирование всего Министерства инфраструктуры в 2012 г. направлено 1,4 млрд. грн. А по расчетам специалистов, для модернизации только парка грузовых вагонов и полувагонов государству необходимо выдать из казны более 60 млрд. грн. Разговоры о возможной приватизации «Укрзалізниці» на поверку оказываются политической риторикой, и о получении частного капитала для модернизации парка УЗ речи нет. Как выход из сложного положения в стратегии реформирования «железки» видится создание лизинговых компаний, привлечение иностранных кредитов, продление срока эксплуатации подвижного состава за счет восстановительного ремонта на отечественных заводах и более широкое представительство частных компаний на рынке грузовых железнодорожных перевозок.

Крупнейшей среди частных железнодорожных перевозчиков является компания «Лемтранс». По оценке руководителя проектов Kreston GCG Александра Куксина, доля «Лемтранса» на рынке грузовых перевозок на данный момент составляет 8,5% (полувагонами — 14,5%) и значительно превышает доли компаний Ferrexpo, «Укрэнерготранс», «Трансгарант-Украина», Interleaseinvest и др. И, похоже, в ближайшие годы доля «Лемтранса» на рынке железнодорожных грузовых перевозок вырастет.

Во-первых, этому будет способствовать консолидация 100% акций «Лемтранса» в руках одного крупного инвестора — Группы СКМ. Основным фактором, сделавшим возможной концентрацию, стала продажа пакета акций «Лемтранса» народным депутатом Антоном Пригодским. Еще в мае 2012 г. компания Рината Ахметова и Антон Пригодский заявили о своей готовности совершить сделку. А 25 мая добро на нее дал и Антимонопольный комитет Украины.

«Модель реформирования «Укрзалізниці» предусматривает участие в грузовых железнодорожных  перевозках как государственного оператора, так и частных компаний,— отмечает Александр Кава, координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины.— «Лемтранс» сегодня является одним из самых динамично развивающихся железнодорожных перевозчиков с частным капиталом. Еще более активный ее выход на рынок грузовых перевозок не только сократит дефицит вагонов и повысит эффективность хозяйствования, но и создаст конкуренцию, без которой развитие отрасли сдерживалось долгие годы».

Сделка представляет интерес с точки зрения дальнейшего развития как «Лемтранса», так и СКМ. Ведь на долю предприятий СКМ приходится примерно 20% (98 млн. т) всего железнодорожного грузопотока Украины. То есть для «Лемтранса» основной акционер будет одновременно и главным клиентом. С другой стороны, СКМ удается выстроить надежную цепочку «производство — логистика» и добиться серьезной экономии в транспортировке собственных грузов.

Группа СКМ уже заявила о стратегическом фокусе инвестиционной политики «Лемтранса» — обновление и увеличение парка подвижного состава. Это позволит компании обеспечить промышленные нужды Группы и предоставлять качественные услуги клиентам, ведь доля на рынке железнодорожных грузовых перевозок, по прогнозам Александра Куксина, вырастет до 14%. Напомним, в предыдущие годы компания также  инвестировала в покупку новых вагонов, правда, не так активно, как предполагает сейчас СКМ: так, за 2011 г. подвижной состав «Лемтранса» пополнился 1380 новыми полувагонами.

«От увеличения парка полувагонов «Лемтранса» выиграет и сама «Укрзалізниця». По крайней мере, одной головной болью — дефицит грузовых вагонов — станет меньше,— отмечает Сергей Вовк.— Один крупный частный оператор более эффективно управляет парком грузовых вагонов, чем несколько небольших компаний. Благодаря сотрудничеству с ним «Укрзалізниця» сможет быстрее решить вопросы модернизации своего стареющего подвижного состава. Кстати, в России пошли другим путем: грузовыми перевозками занимаются несколько небольших компаний, рычагов влияния на которые у РЖД практически нет. Как результат, дефицит вагон не ликвидирован».

Группа СКМ не единственная компания, которая старается максимально обеспечить себя вагонным парком.

«На рынке железнодорожных грузовых перевозок в настоящее время работают около двух десятков частных операторов. Высокую активность проявляют российские компании. О готовности укрупнять свой вагонный парк с разной периодичностью заявляют почти все бизнес-группы. К примеру, Ferrexpo, владея более 1000 вагонов, за счет перевозок продукции в них ежегодно экономила $2 млн. В первом полугодии 2012 г. компания направила порядка $25 млн. на пополнение вагонного парка до около 2 тыс. единиц, что позволит повысить экономию до $3-4 млн. ежегодно. Если в Украине сформируются условия для привлечения частного капитала к грузовым перевозкам, то рынок вырастет и за счет количества игроков на нем, и за счет укрупнения самих холдингов. В конечном итоге грузоотправители смогут выбирать, с кем работать. И тогда уже не возможность покрыть дефицит подвижного состава, а комплекс и качество предоставляемых услуг станут конкурентными преимуществами»,— отмечает вице-президент консалтинговой группы «Радичи» Сергей Киселев.

Хотя, как и ранее, рынок грузовых железнодорожных перевозок будет контролироваться госмонополистом — «Укрзалізниця» сохранит за собой более 60% рынка — более активная работа частных грузоперевозчиков позволит увеличить и гибкость ценовой политики, и эффективность отрасли в целом.

Автор: Виктор Семенов